По последним данным, работу над стратегией развития строительной отрасли планируется завершить к середине осени этого года. Представители профессионального сообщества обсуждали документ в Торгово-промышленной палате РФ.
Мероприятие проводилось при поддержке Минстроя России, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Национального объединения строителей, а также Ассоциации строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс» и Ассоциации проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков».
Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» проходила в стенах Торгово-промышленной палаты РФ 15 апреля. Важнейшим вопросом стало создание стратегии развития стройотрасли до 2030 года. По мнению заместителя главы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрия Волкова, документ будет носить прорывной характер. Разделяют ли оптимистический настрой представители профессионального сообщества?
Напомним, в ходе Всероссийского съезда строительных СРО, который проходил в ноябре прошлого года, Владимир Якушев призвал профессиональное сообщество принять участие в подготовке стратегии. Тем не менее, представленный Минстроем документ вызвал недоумение в рядах специалистов, многие из которых прямо назвали его не просто сырым, а непригодным и даже вредным для отрасли ввиду порождения недейственных механизмов. В частности, такое мнение озвучил директор саморегулируемой организации «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко.
В идеале, стратегия развития должна охватить несколько сфер строительства — жилищное, промышленное и инфраструктурное, а также рынок строительных материалов и техники. Причём всё это должно быть увязано с долгосрочными макроэкономическими прогнозами развития смежных отраслей. Для решения такой масштабной задачи в первую очередь необходимо определиться с приоритетами. Именно на этом этапе в прошлый раз и произошёл срыв, поскольку в документе не нашли отражения ни статистические данные, ни цели и пути их достижения, ни детальные планы по реализации инициатив.
Как отметил Дмитрий Волков, теперь всё будет иначе, однако поскольку речь идёт о стратегии отрасли, а не Минстроя, в разработке документа необходимо активное участие всех заинтересованных сторон.
Если следовать наказу заместителя министра строительства, стратегия должна ставить задачи, которые в текущей деятельности могут казаться второстепенными, но будут «заглядывать за горизонт». Помимо этого, данная работа будет способствовать созданию сплоченного профессионального сообщества. Таким образом, документ способствовать повышению конкурентоспособности российских строительных компаний как внутри страны, так и на международном рынке.
Это мнение поддержал вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков: «У строительного сообщества впервые за последние годы появилась возможность активно принять участие в формировании образа будущего строителя, макроэкономических показателей и устройства строительной сферы».
Виктор Прядеин представил доклад, посвящённый системе допуска на рынок строительных услуг. Спикер конкретизировал, что в данном случае речь идёт не только о реформе саморегулирования, но также о системе аукционов, административных процедурах, ценообразовании и госнадзоре в строительстве. Среди существующих проблем он отметил устаревшую нормативно-техническую базу, избыточное государственное регулирование, наличие белых пятен в государственной контрактной системе. Ввиду этого, ключевыми направлениями, которые должны быть отражены в стратегии, исполнительный директор НОСТРОЙ назвал создание равных требований ко всем участникам строительного процесса, противодействие демпингу, справедливое вознаграждение подрядчика за выполненные работы; введение квалификационных требований не только к подрядчикам, но и к заказчикам, представителям госстройнадзора, ведь ответственность должна быть зеркальной.
На сегодняшний день, к разработке документа подключили проектные команды, в составе которых представители саморегулируемых организаций и научного сообщества, институтов развития, подведомственных Минстрою организаций. В частности, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, СРО АСК «МСК», СРО АПК «МАП», ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» и др.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru